Размер шрифта
A- A+
Межбуквенное растояние
Цвет сайта
A A A A
Изоображения
Дополнительно

Советы дефектолога

Добро пожаловать на  страницу   учителя – дефектолога

                                       Уважаемые гости нашего сайта!

Рады приветствовать Вас на странице дефектолога. Здесь вы можете найти интересную и полезную для вас информацию о речевом развитии ребёнка.

В нашем детском саду функционирует ПУНКТ КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ, где организована работа по коррекции речи детей. Занятия проводятся 2-3 раза в неделю в индивидуальной и групповой, подгрупповой форме.

С вашими детьми работают учителя-дефектологи:

Приступчик Наталия Степановна (педагог высшей категории)

Якимашко Ирина Станиславовна

Основные направления работы:

  • Диагностика, профилактика и коррекция нарушений устной речи.
  • Артикуляционная гимнастика – очень важна для постановки определенных групп звуков, т.к. мышцы языка ребенка не совсем сформированы и требуют развития.
  • Постановка, автоматизация и дифференциация звуков.
  • Введение звука в речь, развитие связной речи.
  • Формирование лексико-грамматического строя речи.
  • Развитие мелкой моторики.
  • Развитие дыхания.
  • Развитие ритма речи.

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОБЩЕНИЮ С ДЕТЬМИ.

Выражение лица должно быть:

Максимально доброжелательное, тёплое, нераздражённое.

Тон голоса:

В любых ситуациях в разговоре с ребёнком предельно доброжелательный, тёплый, приветливый, нераздражённый.

В лексике по возможности избегать употребления:

  • Всех частиц НЕ, так как русский язык богат, и подходящую по смыслу фразу можно построить, не используя их;
  • Приказных фраз;
  • Повелительного наклонения;
  • Слов - должен, обязан, нужно;
  • Местоимений – Я, ТЫ.

Желательно использовать:

  • Сослагательное наклонение;
  • Местоимение МЫ

Стараться:

  • Не говорить с иронией и насмешкой;
  • Не делать постоянных замечаний, особенно мелочных;
  • Не ругаться и не кричать на ребёнка;
  • Всегда быть с ребёнком вежливым, доброжелательным;
  • Как можно чаще высказывать одобрение, похвалу, эмоциональное приятие Вашего ребёнка, и не за что-то, а только потому, что это Ваш воспитанник, несмотря на все проблемы;
  • Как можно чаще подтверждать, декларировать любовь к нему: ведь это Ваш воспитанник;
  • Не говорите ребёнку, что Вы его не любите или обиделись на него;
  • Не давать ребёнку чувствовать себя ПЛОХИМ;
  • От неправильного поведения ТОЛЬКО ОТВЛЕКАТЬ, предлагая не менее 2-3х вариантов деятельности или занятий.

Нельзя:

  • Становиться на сторону людей, обвиняющих Вашего ребёнка публично, лучше потом, без посторонних, спокойно, с глубоким пониманием ребёнка обсудить возникшую проблему и помочь её решить;
  • Хвалить в присутствии ребёнка других детей, ставить кого-либо в пример.

Помните:

  • От вас ребёнку необходимо как можно больше тактильных контактов: обнять, погладить, приласкать.
  • ТЕРПЕНИЕ, ТЕРПИМОСТЬ и всегда ЛЮБОВЬ!

ДЕСЯТЬ «ПОЧЕМУ» ДЕТЯМ НЕОБХОДИМО ЧИТАТЬ.

  1. Благодаря чтению развивается РЕЧЬ ребенка и увеличивается его словарный запас. Книга учит маленького человека выражать свои мысли и понимать сказанное другими людьми.
  2. Чтение развивает МЫШЛЕНИЕ. Из книг ребенок учится абстрактным понятиям и расширяет горизонты своего мира. Книга объясняет ему жизнь и помогает увидеть связь одного явления с другим.
  3. Работа с книгой стимулирует ТВОРЧЕСКОЕ ВООБРАЖЕНИЕ, позволяет работать фантазии и учит детей мыслить образами.
  1. Чтение развивает познавательные интересы и расширяет КРУГОЗОР. Из книг и периодики ребенок узнает о других странах и другом образе жизни, о природе, технике, истории и обо всем, что его интересует.
  2. Книги помогают ребенку ПОЗНАТЬ САМОГО СЕБЯ. Для чувства собственного достоинства очень важно знать, что другие люди думают, чувствуют и реагируют так же, как он.
  3. Книги помогают детям ПОНЯТЬ ДРУГИХ. Читая книги, написанные писателями других культур и других эпох, и, видя, что их мысли и чувства похожи на наши, дети лучше понимают их и избавляются от предрассудков.
  4. Хорошую детскую книжку можно читать ребенку вслух. Процесс совместного чтения способствует ДУХОВНОМУ ОБЩЕНИЮ родителей и детей, установлению взаимопонимания, близости, доверительности.  Книга объединяет поколения.
  5. Книги - ПОМОЩНИКИ РОДИТЕЛЕЙ в решении воспитательных задач. Они учат детей этике, заставляют размышлять о добре и зле, развивают способность к сопереживанию, помогают научиться входить в положение других людей.
  1. Книги придают СИЛЫ И ВДОХНОВЕНИЕ. Они увлекают и развлекают. Они заставляют детей и взрослых смеяться и плакать. Они сокращают одиночество, приносят утешение и указывают выход из трудного положения.
  2. Чтение - самое ДОСТУПНОЕ И ПОЛЕЗНОЕ для интеллектуального и эмоционально-психического развития ребенка занятие. Книгу можно брать с собой, куда угодно. Ее можно бесплатно взять в библиотеке, и ей не нужна электросеть

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА – ОСНОВА ПРАВИЛЬНОГО ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ.

Для чистого звукопроизношения нужны сильные, упругие и подвижные органы речи – язык, губы, мягкое нёбо.Все речевые органы состоят из мышц. Если можно тренировать мышцы рук, ног, спины, значит, можно тренировать и мышцы языка и губ. Для этого существует специальная гимнастика, которая называется артикуляционной.

Проводить артикуляционную гимнастику надо ежедневно, а лучше два раза в день: утром и во второй половине дня, после прогулки. Будьте терпеливы, спокойны и ласковы. Если у ребёнка не получается какое – либо движение, можно использовать механическую помощь. Ручкой чайной ложечки или просто чистым пальцем помогите малышу поднять язык вверх.

(Для того, чтобы ребёнок нашёл правильное положение языка, например, облизал верхнюю губу, намажьте губу вареньем, шоколадом.)

Занятия должны проходить в игровой форме. Ведь это основная деятельность детей. Можно привлечь к занятиям любимую игрушку: «Давай покажем зайке, как правильно выполнять гимнастику для язычка». Хорошо подобрать к каждому упражнению картинку – образец. Картинка служит ребёнку образцом для подражания какому-либо предмету.

Взрослый должен показать ребёнку, как правильно выполнять все упражнения. Для этого взрослый (родитель) должен сам научиться правильно выполнять артикуляционную гимнастику.

КОНСУЛЬТАЦИЯ

Если ребенок не говорит

С каждым годом жизнь предъявляет все более высокие требования не только к взрослым, но и к детям. Неуклонно растет объем знаний, и педагоги хотят, чтобы усвоение этих знаний было не механическим, а осмысленным. Для того чтобы помочь детям справиться с ожидающими их сложными задачами, нужно позаботиться о своевременном и полноценном формировании у них речи. Довольно часто к логопеду обращаются родители с жалобами на задержку речевого развития ребенка на данный возрастной период. Какую же работу нужно проводить с этими детьми? Как же им помочь?

Для преодоления задержки речевого развития, работа должна проводиться в комплексе. В последнее время ученые доказали, что развитие мелкой мускулатуры пальчиков, имеет исключительное значение для формирования речи. В Институте нейрохирургии записывали биотоки мозга у детей и обнаружили: если ребенок производит ритмичные движения пальцами правой руки, то в левом полушарии у него возникает усиление согласованных электрических колебаний, именно в левой лобной области, где находится двигательная речевая зона и центр Брока, а также в височной области, где расположен центр Вернике, т. е. сенсорная речевая зона. Связь функции кисти руки и речи оказались настолько тесной, что тренировку пальцев рук считают мощным физиологическим стимулом развития речи. Очень важно общение ребенка с людьми и окружающим миром, где ребенок получает поведенческий материал для подражания.

Речь является не врожденной способностью ребенка, приобретенной. Поэтому надо, чтобы речь окружающих была образцом для подражания. В общении с ребенком нельзя «подделываться» под детскую речь, произносить слова искаженно, употреблять усеченные слова. Ребенок должен видеть и слышать вашу мимику, артикуляции. И подражать вам.

1.      Выполнение артикуляционных упражнений

Нужно играть язычком, губами. Развивать мышцы губ и языка. Упражнениями занимаются в виде игры о веселом язычке. В этих играх полость рта называется «домиком», кончик языка «хвостиком», твердое небо «потолком», нижние зубы «крылечком», верхние «дверкой», а струя воздуха «ветерком».

1. Открывать и закрывать «домик».

2. Вытягивание губ в улыбку «трубочку» (и – у).

3. «Хвостик» - вперед, назад, вверх, вниз, вправо, влево.

4. Слизывать широким «хвостиком» варенье с верхней губки («вкусное варенье»).

5. Широкий «хвостик» за крылечко («горочка»)

6. Щелкать «хвостиком» («лошадка»).

7. Отработать сильный «ветерок» посередине «хвостика»:

    а) сдувать ватку с кончика носа;

     б) дуть через трубочку в стакан с водой;

     в) дуть на мельницу или султанчики.

2. Массаж пальчиков рук левой и правой

Массаж делает мама или логопед. Выполняется легким надавливанием от кончиков пальцев к запястью. Растирание сверху вниз. Сгибание и разгибание пальчиков.

Очень хорошую тренировку мелкой мускулатуры пальчиков обеспечивают народные игры с пальчиками: «Сорока белобока», «Коза», «Пальчики в лесу», «Пальчик-мальчик» и другие.

Например: взрослый держит перед собой руку ребенка и загибает мизинец, загибает безымянный палец, средний, указательный и щекочет ладошку.

Этот пальчик в лес пошел,

Этот пальчик гриб нашел,

Этот пальчик гриб помыл,

Этот пальчик гриб сварил,

Этот пальчик все съел,

От того и растолстел.

«Пальма». Игру можно проводить и с несколькими детьми.

Дети поднимают правую руку (или левую) ладонью к себе. Левой рукой берут мизинец и загибают его после слов «хочет спать», загибают безымянный, средний, указательный, большой пальцы. Поднимают правую руку и распрямляют пальцы при слове «вставать».

Этот пальчик хочет спать,

Этот пальчик лег в кровать,

Этот пальчик чуть вздремнул,

Этот пальчик уж уснул,

Этот пальчик крепко спит,

ТИШЕ, ТИШЕ! Не шумите!

Солнце красное взойдет,

Утро ясное придет,

Будут птички щебетать,

Будут пальчики вставать.

3.      Работа с мелким раздаточным материалом

Ребенок выполняет сам.

1. Играет на «пианино».

2. «Лягушки» - одновременное разгибание пальчиков.

3. Сгибание и разгибание пальчиков по одному в кулачок и из кулачка.

4. Пальчики здороваются с большим пальчиком своей руки.

5. Пальчики здороваются с пальчиками другой руки.

6. Покажи «козу».

7. Покажи «ушки у зайчика».

8. Играем на «барабане».

9.  Хлопаем в ладоши.

Ребенок выполняет со взрослыми.

10. Выкладывание цветов, шариков, домиков и других предметов из мозаики, пшена, рисовых зерен, палочек.

11. Работа с вкладышами.

12. Пирамидки различных размеров.

13. Нанизывание бусинок на стержень, снятие их по одной.

14. Шнуровка:

а) используют плотный картон с дырочками;

б) учиться завязывать шнурки.

15. Застёгивание пуговиц.

16. Рвать на мелкие кусочки бумагу, сначала хаотично, а потом по сгибам, по контуру.

4.      Аппликация

Учить работать с ножницами, держать ножницы, стричь ровными линиями, потом по контуру: кружочки, овалы, квадратики, треугольники и другие фигурки. Эти фигуры вырезают из цветной бумаги или раскрашивают и делают из них аппликации:

а) «Праздничные флажки».

б) «Собираем яблоки».

в) «Цветы».

г) «Мы идем на праздник» (наклеить флажки, шары, цветы).

д) «Куклы неваляшки» - яркие рубашки (из двух ярких кружочков).

е) Укрась елочку игрушками (дается контур елочки).

ж) Украсим узором полоски (наклеить кружки 2-х цветов на полоску).

з) Украсить коврик (по замыслу).

и) Строить дом (на прямоугольник наклеить квадратики).

5.      Рисование

Учить правильно держать карандаш, фломастер, кисточку. При работе с красками, учить аккуратно наносить краску и убирать рабочее место.

6. Развитие словаря

Для развития активной речи нужно создавать такие ситуации. При которых ребенок вынужден обращаться к взрослым с речью.

1. Показывать и называть предметы, приучая по слову находить их взором или приносить.

2. Учить называть упрощенными словами изображения на картинках: корова – «му-му», собака – «ав-ав», кошка – «мяу-мяу», и др.

3. Постепенно вытесняя из речи ребенка звукоподражания, учить называть предметы и действия. Разговаривать с ребенком надо о тех предметах, которые его привлекают в данный момент, о тех действиях, которые он совершает, формируя у него связь между словом и предметом, словом и действием.

4. Вызывать у ребенка речевую активность через провоцирующие вопросы: «Это кошка?», «А показать собаку?».

Развитие речи способствует чтение стихов, сказок, потешек.

Занятие проводить в виде игры ежедневно от 5 до 20 минут.

Разделы сайта