Размер шрифта
A- A+
Межбуквенное растояние
Цвет сайта
A A A A
Изоображения
Дополнительно

Аттестация

Повышение квалификации педагогов

 

Сегодня педагог поставлен в такие условия, когда повышение профессиональной компетентности, становление и развитие профессионализма выступают обязательным условием его формирования как педагогического субъекта. Лишь с таким педагогом можно говорить о качественном образовании, а качество образования – это показатель развития общества, национальной культуры, национального самосознания.

Аттестация является обязательной процедурой для педагогических работников системы образования. Она стимулирует рост профессионального мастерства и развитие творческой инициативы педагогов. Аттестация также способствует повышению уровня теоретической подготовки педагогических работников и поддерживает авторитет педагогического звания. В рамках аттестации педагогических работников (далее — аттестация) определяются уровень их квалификации, результаты трудовой деятельности, деловые и личностные качества. Результаты аттестации являются основой дифференцированной оплаты труда.

Аттестация педагогических работников – это изучение и оценка их профессионального уровня, деловых и личностных качеств, результатов педагогической деятельности.

Аттестация педагогических работников в Республике Беларусь проводится в соответствии с Инструкцией о порядке проведения аттестации педагогических работников системы образования (кроме педагогических работников из числа профессорско-преподавательского состава учреждений высшего образования)(ПАСТАНОВА МIНIСТЭРСТВА АДУКАЦЫI РЭСПУБЛIКI БЕЛАРУСЬ 22 жнiўня 2012г. №101) с дополнениями и изменениями.

Обязательными условиями допуска всех педагогических работников к аттестации на присвоение квалификационной категории являются:

1. соответствие полученного образования квалификационным требованиям;

2. наличие стажа работы в соответствии с инструкцией «О порядке проведения аттестации педагогических работников системы образования»;

Аттестация на присвоение квалификационных категорий проводится только по инициативе педагогического работника, который может подать заявление в течение текущего учебного года в соответствующую аттестационную комиссию.

Показатели квалификационного уровня педагогов являются важной частью оценки работы учреждения образования.

При организации проведения аттестации педагогических работников  руководствуются следующими нормативными правовыми документами:

Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 1 августа 2022 №216

Инструкция об аттестации (ПАСТАНОВА МIНIСТЭРСТВА АДУКАЦЫI РЭСПУБЛIКI БЕЛАРУСЬ 22 жнiўня 2012г. №101) с дополнениями и изменениями

Общегосударственный классификатор "Специальности и квалификации" ЕКСД. Выпуск 28 (в редакции Постановления Министерства труда и социальной зашиты №69 от 29.07.2020 г.

,Постановление Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 24 февраля 2022г. №13  «О внесении изменений в постановление Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 29 июля 2020 года №69»

Постановление Министерства труда и социальной защиты РБ от 03.10.2017г. №50

Основными принципами аттестации педагогических работников являются: коллегиальность, системность,  объективное, корректное, доброжелательное отношение к аттестуемым работникам.

Аттестация педагогических работников проводится в учреждении образования по месту их работы. Для этого создается аттестационная комиссия в составе не менее пяти членов, избираемая на собрании педагогических работников путем тайного голосования. В состав аттестационной комиссии включаются дополнительно по одному представителю администрации и профсоюзного комитета учреждения образования. Лица, которые проходят аттестацию в период работы комиссии, не могут входить в ее состав. Персональный состав комиссии оформляется приказом руководителя учреждения образования и ежегодно до 1 октября доводится до сведения педагогических работников. Срок полномочий аттестационной комиссии составляет один год со дня издания приказа о ее создании.

Квалификационные требования к профессиональной деятельности

На основании постановления Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 29 июля 2020 г. №69 «Об утверждении выпуска 28 Единого квалификационного справочника должностей служащих» 

Квалификационные требования «ВОСПИТАТЕЛЬ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

В группах для детей в возрасте от двух месяцев до четырех лет, реализующих образовательную программу дошкольного образования – высшее (среднее специальное образование) по профилю «Педагогика» или высшее (среднее специальное) образование и переподготовка по направлению «Педагогика детства» без предъявления требований к стажу работы.

В группах для детей в возрасте от четырех до семи лет, реализующих образовательную программу дошкольного образования – высшее образование по профилю «Педагогика» (направление «Педагогика детства») или высшее образование и переподготовка по направлению «Педагогика детства» без предъявления требований к стажу работы.

Квалификационные требования «МУЗЫКАЛЬНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ»
Высшее (среднее специальное) образование, соответствующее педагогической деятельности, без предъявления требований к стажу работы.

Квалификационные требования «ПЕДАГОГ-ПСИХОЛОГ»
Высшее образование, соответствующее педагогической деятельности, или высшее образование по специальности «Социальная и психолого-педагогическая помощь» или высшее образование и переподготовка по специальностям «Практическая психология», «Психология», «Психология семейных отношений», без предъявления требований к стажу работы.

Квалификационные требования «РУКОВОДИТЕЛЬ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ»
В учреждениях образования, реализующих образовательную программу дошкольного образования – высшее (среднее специальное) образование по специальностям в сфере физической культуры и спорта или высшее образование по профилям «Педагогика», «Педагогика. Профессиональное образование» и переподготовка по специальностям в сфере физической культуры и спорта без предъявления требований к стажу работы.

Квалификационные требования «УЧИТЕЛЬ-ДЕФЕКТОЛОГ»
Высшее образование по профилям «Педагогика», «Педагогика. Профессиональное образование» (направление «Специальное образование») или высшее образование по профилям «Педагогика», «Педагогика. Профессиональное образование» и переподготовка по направлению «Специальное образование».

Аттестационное собеседование — беседа с аттестуемым с целью выяснения его ин­тересов и уровня общей подготовки. Собеседование также форма пе­дагогической экспертизы, специальная беседа по актуальным вопро­сам современного образования, сложным или спорным проблемам по изучаемому предмету, устраиваемая с целью выяснения интере­сов, общей подготовки аттестуемого в соответствии с квалификаци­онными требованиями.

Сценарий аттестационного собеседования может быть следующий:

1. Заслушивание характеристики аттестуемого.

2. Заслушивание аттестуемого (самооценка, перспективы про­фессионального роста, пути совершенствования педагогической дея­тельности).

3. Заслушивание членов аттестационной комиссии с оценкой пе­дагогической деятельности аттестуемого и вопросами к нему.

4. Обсуждение аттестационных материалов.

5. Внесение предложений по итогам аттестации.

6. Вынесение решения по итогам аттестации.

Следует подчеркнуть, что при принятии решения особое внима­ние уделяется эффективности педагогической деятельности, резуль­татам труда, профессионально значимым личностным качествам ат­тестуемого.

 Педагогические работники относятся к категории тех профессий, которые требуют  постоянного самообразования.

                     

                   

Под самообразованием следует понимать специально организованную, систематическую познавательную деятельность, направленную на достижение определенных личностно и общественно значимых образовательных целей: удовлетворение познавательных интересов, общекультурных и профессиональных запросов и повышение квалификации.

 Самообразование – это система умственного и мировоззренческого самовоспитания, влекущая за собой волевое и нравственное самоусовершенствование, но не ставящая их своей целью». (Г.М.Коджаспирова)

Смысл самообразования выражается в удовлетворении познавательной активности, растущей потребности педагога в самореализации путем непрерывного образования. Суть самообразования заключается в овладении техникой и культурой умственного труда, умении преодолевать проблемы, самостоятельно работать над собственным совершенствованием, в том числе профессиональным.

Основными принципами самообразования являются непрерывность, целенаправленность, интегративность, единство общей и профессиональной культуры, взаимосвязь и преемственность, доступность, опережающий характер, перманентность перехода от низкой ступени к высшей, вариативность и др.

Технология организации самообразовательной деятельности.

Технология организации самообразования педагогов может быть представлена в виде следующих этапов:

1 этап – установочный.

Он предусматривает создание определенного настроя на самостоятельную работу; выбор цели работы, исходя из научно-методической темы (проблемы)учреждения; формулирование личной индивидуальной темы, осмысление последовательности своих действий.

2 этап – обучающий.

 На  этом этапе  педагог знакомится с психолого-педагогической и методической литературой по выбранной проблеме образования.

3 этап – практический

На этом этапе  происходит накопление педагогических фактов, их отбор и анализ, проверка новых методов работы, постановка экспериментов. Практическая работа продолжает сопровождаться изучением литературы.

4 этап – теоретический

В ходе этого этапа происходит осмысление, анализ и обобщение накопленных педагогических фактов. На данном этапе целесообразно организовать коллективное обсуждение прочитанной педагогической литературы; творческие отчеты о ходе самообразования , посещение с обсуждением открытых занятий и другие коллективные формы работы.

5 этап – итогово-контрольный

 На этом  этапе педагог должен подвести итоги своей самостоятельной работы, обобщить наблюдения, оформить результаты. При этом главным является описание проведенной работы, установленных фактов, их анализ, теоретическое обоснование результатов, формулирование общих выводов и определение перспектив в работе.

Темы по самообразованию

       Выбирать тему по самообразованию можно:

  • каждый учебный год  новая тема,
  • обширная тема на несколько лет.

       Тема  по самообразованию должна быть нужной и перспективной  в сфере дошкольного образования. Целесообразно  выбирать тематику  с учетом  педагогического  опыта,  стажа.

Молодые специалисты:

  • индивидуальный подход в образовательном процессе,
  • планирование образовательного процесса,
  • организация работы с семьями воспитанников.

            Воспитателям с опытом работы более 5 лет:

  • современные методики и технологии в дошкольном образовании,
  • современные  формы работы с семьями воспитанников.

             Для опытных мастеров:

  • практика наставничества и помощи молодым специалистам,
  • исследовательская работа, основанная на педагогическом опыте.

            Советы педагогам, занимающимся самообразованием.

  • Изучая вопрос,  исследуйте несколько источников. Такой метод научит  вырабатывать  свое мнение.
  • Научитесь работать с информацией, собирать, накапливать.  Это пригодится вам для участия в  педагогическом совете, семинаре, семинаре-практикуме.
  • Будьте  открыты  к инновациям  в образовательном процессе. Создавайте свои компьютерные презентации и видео проекты.

План самообразования педагога должен включать:

  • перечень литературы, которую планируется изучить;
  •  формы самообразования;
  • срок завершения работы;
  •  предполагаемые результаты (подготовка доклада, выступление на педсовете, описание опыта работы, оформление результатов в виде отчета и т.д.)

Материал, собранный в процессе самообразования, целесообразно сохранять в виде тематических папок или личного педагогического ПОРТФОЛИО. Важное значение в процессе занятий по самообразованию имеет умение работать с литературными источниками: делать выписки, составлять конспект, тезисы прочитанного, развернутый план или аннотацию.

Основные принципы самообразования

  • непрерывность,
  • целенаправленность,
  • интегративность,
  • единство общей и профессиональной культуры,
  • взаимосвязь и преемственность,
  • доступность,
  • опережающий характер и др.

Источники самообразования

Педагог самостоятельно добывает знания из различных источников, использует эти знания в развитии личности и профессиональной деятельности.

Источники знаний:

  • телевидение;
  • газеты, журналы;
  • литература (методическая, научно-популярная, пу­блицистическая, художественная и др.);
  • Интернет;
  • видео, аудио;
  • платные курсы;
  • семинары и конференции;
  • мастер-классы;
  • мероприятия по обмену опытом;
  • экскурсии, театры, выставки, музеи, концерты;
  • повышения квалификации в МОИРО, АПО;
  • путешествия.

Все источники можно разделить на способствующие личностному росту и способствующие профессиональному росту. Однако они могут спо­собствовать и тому и другому одновременно.

Результат самообразования

В личном плане самообразования педагога обязательно должен быть список результатов, которые должны быть достигнуты за определённый срок:

  • результаты самообразования педагога на определённых этапах ;
  • разработка новых форм, методов и приёмов обучения;
  • доклады, выступления;
  • разработка дидактических материалов, тестов, наглядностей;
  • выработка методических рекомендаций по применению новой информационной технологии;
  • разработка и проведение открытых занятий;
  • создание педагогических разработок;
  • обобщение опыта по исследуемой проблеме (теме).

Личный план самообразования педагога

На основании выбранной темы педагог разрабатывает личный план работы над поставленной перед собой проблемой. При оформлении работы указываются:

  1. Титульный лист: Ф.И.О.педагога; образование, специальность;

стаж работы по специальности, категория; курсы повышения квалификации по специальности;

профессионально-педагогическое кредо.

  1. Название темы по самообразованию;

цель, задачи;

предполагаемый результат.

РАЗДЕЛЫ ПЛАНА:

  1. Изучение психолого-педагогической литературы (указывается литература, автор, форма отчета);
  2. Разработка программно-методического обеспечения образовательного процесса (указывается, что будет разрабатывать педагог: календарные, перспективные планы, конспекты занятий, , рекомендации, памятки, дидактические материалы, игры и др.);
  3. Обобщение собственного опыта педагогической деятельности (указывается тема, по которой педагог предполагает обобщить свой опыт, действия по систематизации накопленного материала, анализа опыта, подготовке итоговых обобщенных материалов – написанию статей, рекомендаций, сообщений).
  4. Участие в системе методической работы в учреждении дошкольного образования (указывается , в каких методических мероприятиях учреждения образования будет участвовать педагог, когда, какова его роль);
  5. Повышение квалификации вне учреждения дошкольного образования;
  6. Руководство повышением квалификации других воспитателей (указывается, за какую работу в учреждении образования отвечает данный педагог: руководит творческой или проблемной группой, школой совершенствования педагогического мастерства и т.д.);

Механизм презентации достигнутых результатов

Результаты своей самообразовательной деятельности рекомендуем непременно презентовать (афишировать) вне зависимости от того, какими они получились — положительными или отрицательными. Положительные результаты сделают вас образцом в определенной сфере педагогической деятельности, отрицательные же дадут возможность другим педагогам не повторять ваших ошибок, видоизменив тем самым путь к достижению поставленной вами цели.

Презентация может осуществляться в самых разнообразных формах:

  • повышение качества  образовательного процесса
  • разработанные или изданные методические пособия, статьи
  • разработка новых форм, методов и приемов обучения
  • доклады, выступления
  • разработка дидактических материалов, тестов, наглядностей
  • выработка методических рекомендаций по применению новой информационной технологии
  • разработка и проведение открытых занятий по собственным, новаторским технологиям
  • создание комплектов педагогических разработок
  • проведение тренингов, семинаров, конференций, мастер-классов, обобщение опыта по исследуемой проблеме (теме)

 

Делитесь  опытом с коллегами!  

 

Разделы сайта